МБДОУ д/с №1 «Улыбка» , село Песчанокопское
|
«Здоровьесберегающие технологии как условие повышения компетентности родителей в воспитании здорового ребенка» Воспитатель Барабанова И.П.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №1 «Улыбка»
Исследовательский проект
«Здоровьесберегающие технологии как условие повышения компетентности родителей в воспитании здорового ребенка» МБДОУ д/с №1 «Улыбка» 2019 – 2020 учебный год Воспитатель: Барабанова Ирина Павловна первая квалификационная категория с. Песчанокопское 2019-2020 уч. г. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в младенческом возрасте» (п.1 ст.18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Тот, кто хочет быть здоровым, отчасти уже выздоравливает. Боккаччо Д. Актуальность проекта Здоровье человека - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения). Забота о здоровье дошкольника - это важный труд родителей и воспитателя. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период в младшей группе детского сада, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе. Комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Одно из главных назначений таких технологий – объединить усилия педагогов и родителей по укреплению здоровья ребенка. В образовательном процессе у дошкольника закладываются основные навыки по сохранению его здоровья. Но необходимо создавать такое воспитательное условие для детей, которое бы выработало единый стиль поведения и стратегии воспитания здорового ребенка у воспитателей и родителей, для этого родители и должны владеть методами здоровьесберегающих технологий. Проблема. Результаты анкетирования и блиц–опросы родителей по знанию и применению здоровьесберегающих технологий в быту выявили недостаточность их знаний о способах и методиках по здоровьесбережению детей. Более 90% родителей не применяют в воспитании ребенка такие доступные для них здоровьесберегающие технологии как тактильные игры, пальчиковую гимнастику, бодрящую гимнастику, игра - релаксация, кукольный театр и артикуляционную гимнастику. Вместе с тем, 100% родителей признают важность и приоритетную значимость данной работы в ДОУ и дома, и 100 % отметили, что нуждаются в помощи детского сада для получения подобных знаний. Таким образом, для воспитателя предоставляется возможность повысить компетентность родителей в этом вопросе с помощью данного проекта.
Цель проекта: Создать условия для повышения педагогической компетентности родителей по применению здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни для воспитания здорового ребенка. Задачи: разработать систему работы по повышению компетентности родителей в освоении здоровьесберегающих технологий; способствовать созданию активной позиции родителей, атмосферы общности интересов в ходе реализации проекта для совместной взросло – детской (партнёрской) деятельности; знакомить родителей с применением здоровьесберегающих технологий в семье, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Гипотеза. Если планомерно обучать родителей умению применять здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни, то это повысит их компетентность в воспитании здорового ребенка, что повлечет за собой снижение заболеваемости детей, повысятся показатели посещаемости детьми ДОУ.
Констатирующий эксперимент (часть 1) В начале 2019 – 2020 учебного года было проведено анкетирование для родителей «Растим вместе здорового ребенка» (Приложение 1). Цель анкеты: выявить проблемы, возникающие у родителей в воспитании здорового ребенка в семье, проанализировать знания родителей о применении здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни и готовность родителей взаимодействовать с детским садом в повышении своей компетентности по здоровьесбережению детей.
Анализ анкетирования выявил высокую активность и заинтересованность родителей в вопросах оздоровления детей (95% заполненных анкет). 100% опрошенных родителей считают необходимым привитие своему ребенку навыков здорового образа жизни. С целью укрепления здоровья своего ребенка родители предпринимают различные меры, включая посещение врачей, прогулки на свежем воздухе, правильное питание. 80% респондентов назвали среди этих мер здоровьесберегающие технологии, хотя по результатам блиц-опросов имеют очень приблизительное представление об этом. Анализ мониторингового исследования о здоровьесберегающих технологиях, наиболее активно используемых в повседневной жизни, выявил применение родителями только такой технологии как закаливание воздухом (85%), а тактильные игры, пальчиковую гимнастику, бодрящую гимнастику, игру - релаксацию, кукольный театр и артикуляционную гимнастику применяют соответственно 15%, 10%, 15%, 10%, 5%, 5% родителей. Что свидетельствует о недостаточности знаний о способах и методиках по здоровьесбережению детей и отсутствии специальных умений. 100% родителей хотели бы узнать о вышеперечисленных технологиях подробнее от воспитателя детского сада. И самыми доступными формами работы с ними являются родительские собрания, консультации (100% опрошенных), педагогические беседы с родителями (индивидуальные или групповые) (60%), совместные праздники и развлечения (90%), наглядная консультативная работа (информационные стенды, буклеты, папки - передвижки, стенгазеты в группе) (90%). Практические занятия с родителями выбрали только 60% опрошенных, видимо, по причине дефицита времени вследствие высокой профессиональной занятости. Основным источником получения информации о возможностях оздоровления ребенка с помощью здоровьесберегающих технологий являются для родителей в детском саду педагоги (100%), медицинские работники (30%), наглядно-текстовая информация (100%). Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что родители не владеют знаниями и практическими навыками применения здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни. Для решения данной проблемы необходимо разработать систему работы по повышению компетентности родителей в освоении здоровьесберегающих технологий, которая бы способствовала активизации и обогащению их воспитательных умений по решению выявленной проблемы.
Формирующий эксперимент
Перспективное планирование по повышению компетентности родителей в освоении здоровьесберегающих технологий в младшей группе
Констатирующий эксперимент (часть 2) В конце 2017- 2018 учебного года проведено мониторинговое исследование по теме проблемы, состоящее из тех же вопросов, что и на начало учебного года, чтобы оценить динамику достижений родителей в освоении здоровьесберегающих технологий, эффективность и сбалансированность форм и методов работы по достижению оптимальных результатов. Констатирующий эксперимент (часть 2) Результаты тестирования родителей «Растим вместе здорового ребенка» (конец 2017- 2018 учебного года)
Психолого-педагогические выводы: В конце 2017- 2018 учебного года выявлены: - положительная динамика достижений родителей в освоении здоровьесберегающих технологий: применение здоровьесберегающих технологий в семье считают важным 100% родителей, что на 20% больше предыдущего результата; 100% родителей в сравнении с 85% на начало года осознают «закаливание воздухом» важной здоровьесберегающей технологией; - положительная динамика применения здоровьесберегающих технологий в семье: тактильные игры – на 40% (с 15% до 55%) пальчиковая гимнастика – на 63% (с 10% до 73%) бодрящая гимнастика – на 78% (с15% до 93%) игра – релаксация – отсутствие результатов по объективным причинам (отпуск) кукольный театр – на 62% (5% в начале года и 67% в конце года) артикуляционная гимнастика – на 35% (5% и 40%) Вывод: эффективная реализация задач проекта была обеспечена сбалансированностью форм и методов работы. Планомерное обучение родителей умению применять здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни повысило их компетентность в воспитании здорового ребенка. Теоретическое обоснование (научное обоснование) проекта Началом возникновения идеи здоровьесбережения следует считать V - II века до нашей эры, когда в Древнем Риме появились валеотугенарии, отвечающие за здоровье и работоспособность рабов. В тот же период греческие ученые обосновали значение закаливания, физических упражнений и здорового образа жизни. Идея здоровьесбережения в педагогике впервые была выдвинута Платоном, последующие поколения ученых развили ее. Так, Аристотель высказал идею природосообразности, которую развил Я.А. Коменский. Его принцип природосообразности заключается в том, что человек, будучи частью природы, подчиняется как частица природы ее универсальным законам. Ж.Ж. Руссо рассматривает природосообразность как следование природе ребенка, как помощь его природе. Во второй половине XIX - начале ХХ века возникла идея "педагогизации среды" (П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий), в которой ребенку предоставлялась бы возможность свободного физического и умственного развития. Главной задачей обучения Л.С. Выготский считал обеспечение условий для развития внутренних сил и возможностей ребенка. Д.Н. Узнадзе особо подчеркивал значение личности педагога в обучении. В своей концепции о так называемой "трагедии воспитания" особое внимание он уделяет вопросу изучения отношений, устанавливаемых между педагогом и ребенком. Анализируя характер этих отношений, автор акцентирует внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения учебно-воспитательного процесса. Родоначальником введения понятия «Здоровьесберегающие образовательные технологии» в практику является Н. К. Смирнов, который утверждает, что «Здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно – оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, - сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, - научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Задачи здоровьесберегающих технологий: - сохранить здоровье детей, - создать условия для их своевременного и полноценного психического развития, - обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. Анализ тематической литературы показывает, что в ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологиипо следующим направлениям: 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья. 2. Технологии обучения здоровому образу жизни. 3. Коррекционные технологии. К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся такие как: релаксация, подвижные и спортивные игры, стречинг, динамические паузы, гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, динамическая, корригирующая, ортопедическая, гимнастика пробуждения). К технологии обучения здоровому образу жизни относятся: коммуникативные игры, физкультурные занятия, занятия в бассейне, игротерапия, точечный самомассаж, ритмика, проблемно-игровые и коммуникативные игры, беседы из серии«Здоровье». К коррекционным технологиям относятся: технологии воздействия цветом, арт-терапия, сказкотерапия, технологии музыкального воздействия, психогимнастика, фонетическая ритмика, технологии развития эмоционально-волевой сферы, коррекция поведения, артикуляционная гимнастика. Здоровьесберегающим технологиям должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте, когда у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам здоровьесбережения приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, что помогает наиболее эффективно воздействовать на ребенка и на членов его семьи. Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание физически и психически здоровых детей. Причем физическому и психическому аспектам уделяется одинаково большое внимание, а то время как ещё несколько лет назад в детских садах велась работа предпочтительно по сохранению и поддержанию физического здоровья ребенка. Список литературы. 1. Программа «Детство», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2007 г. 2. Полынова В.К., Дмитренко З.С. и др., «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2010 г. 3. Т.П. Гарнышева, «ОБЖ для дошкольников», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2010 г. 4. Яковлева Т. С. "Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду" - М. :Школьная Пресса, 2006г.; 5. Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» - Волгоград, Издательство «Учитель», 2012г.; 6. Брязгунов И.П. «Научите детей не болеть» - Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г.; 7. Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко, «Школа здорового человека», ООО ТЦ «Сфера», Москва, 2010 г. 8. Брюханова И. И., Пантыкина В. М. Совместная деятельность с родителями по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 1102-1104.
15 ноября 2021 в 13:11
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.