МБДОУ д/с №1 «Улыбка» , село Песчанокопское

«Здоровьесберегающие технологии как условие повышения компетентности родителей в воспитании здорового ребенка» Воспитатель Барабанова И.П.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  д/с №1 «Улыбка»

 

 

 

 

Исследовательский  проект

 

«Здоровьесберегающие технологии

как условие повышения компетентности родителей

в воспитании здорового ребенка»

МБДОУ д/с №1 «Улыбка»

2019 – 2020 учебный год

Воспитатель: Барабанова Ирина Павловна

первая квалификационная категория

с. Песчанокопское

2019-2020 уч. г.

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в младенческом возрасте» (п.1 ст.18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Тот, кто хочет быть здоровым,

отчасти уже выздоравливает.

Боккаччо Д.

Актуальность проекта

Здоровье человека - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения).  Забота о здоровье дошкольника  - это важный труд родителей и воспитателя. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период в младшей группе детского сада, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе. Комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Одно из главных назначений таких технологий – объединить усилия педагогов и родителей по укреплению здоровья ребенка. В образовательном процессе у дошкольника закладываются основные навыки по сохранению его здоровья. Но необходимо создавать такое воспитательное условие для детей, которое бы выработало единый стиль поведения и стратегии воспитания здорового ребенка у воспитателей и родителей, для этого родители и должны владеть методами здоровьесберегающих технологий.

Проблема.

Результаты анкетирования и блиц–опросы родителей по знанию и применению здоровьесберегающих технологий в быту выявили недостаточность их знаний о способах и методиках по здоровьесбережению детей. Более 90% родителей не применяют в воспитании ребенка такие доступные для них здоровьесберегающие технологии как тактильные игры, пальчиковую гимнастику, бодрящую гимнастику, игра - релаксация, кукольный театр и артикуляционную гимнастику. Вместе с тем, 100% родителей  признают важность и приоритетную значимость данной работы в ДОУ и дома, и 100 % отметили, что нуждаются в помощи детского сада для получения подобных знаний.

Таким образом, для воспитателя предоставляется возможность повысить компетентность родителей в этом вопросе с помощью данного проекта.

 

 

Цель проекта:

Создать условия для повышения педагогической компетентности родителей по применению здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни для воспитания здорового ребенка.

Задачи:

разработать систему работы по повышению компетентности родителей в освоении здоровьесберегающих технологий;

способствовать созданию активной позиции родителей, атмосферы общности интересов в ходе реализации проекта для  совместной взросло – детской (партнёрской) деятельности;

знакомить родителей с применением здоровьесберегающих технологий в семье, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

 

Гипотеза.

Если планомерно обучать родителей умению применять здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни, то это повысит их компетентность в воспитании здорового ребенка, что повлечет за собой снижение заболеваемости детей, повысятся показатели посещаемости детьми ДОУ.

 

Констатирующий эксперимент (часть 1)

В начале 2019 – 2020 учебного года было проведено анкетирование для родителей «Растим вместе здорового ребенка» (Приложение 1).

Цель анкеты: выявить проблемы, возникающие у родителей в воспитании здорового ребенка в семье, проанализировать знания родителей о применении здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни и готовность родителей взаимодействовать с детским садом в повышении своей компетентности по здоровьесбережению детей.

№ п/п

Список

родителей

 воспитанников

Какие здоровьесберегающие технологии родители активно используют в повседневной жизни?

 

1

закаливание воздухом

2

тактильные игры

3

пальчиковая гимнастика

4

бодрящая гимнастика

5

игра –

релаксация

 

6

кукольный театр

7

артикуляционная гимнастика

1

Алексеев Е.И.

+

2

Будзинский Е.А.

+

3

Веретейникова И.И.

+

4

Григоренко О.Г.

+

+

5

Гридин Е.А.

6

Давыдов М.Ю.

+

+

7

Демьянова Е.Г.

+

+

8

Зубова Е.В.

+

+

9

Качанова М В.

+

+

10

Коновалова О.Ф.

+

11

Лыкова С.С.

+

12

Лыкова О.А.

+

13

Максименко В.А.

+

14

Махова Н.Е.

+

+

15

Понамарев С.Е.

16

Сиротенко Д.А.

+

+

17

Ткаченко Т.А.

+

+

18

Имамалиева Э.

+

19

Катлярова Е.А.

+

+

+

+

+

20

Рязанова А.А.

% применения технологий родителями

85%

15%

10%

15%

10%

5%

5%

Анализ анкетирования выявил высокую активность и заинтересованность родителей в вопросах оздоровления детей (95% заполненных анкет).

100% опрошенных родителей считают необходимым привитие своему ребенку навыков здорового образа жизни. С целью укрепления здоровья своего ребенка родители предпринимают различные меры, включая посещение врачей, прогулки на свежем воздухе, правильное питание. 80% респондентов назвали среди этих мер здоровьесберегающие технологии, хотя по результатам блиц-опросов имеют очень приблизительное представление об этом.

Анализ мониторингового исследования  о здоровьесберегающих технологиях, наиболее активно используемых в повседневной жизни, выявил применение родителями только такой технологии как закаливание воздухом (85%), а тактильные игры, пальчиковую гимнастику, бодрящую гимнастику, игру - релаксацию, кукольный театр и артикуляционную гимнастику применяют соответственно 15%, 10%, 15%, 10%, 5%, 5% родителей. Что свидетельствует о недостаточности знаний о способах и методиках по здоровьесбережению детей и отсутствии специальных умений.

100% родителей хотели бы узнать о вышеперечисленных технологиях подробнее от воспитателя детского сада. И самыми доступными формами работы с ними являются родительские собрания, консультации (100% опрошенных), педагогические беседы с родителями (индивидуальные или групповые) (60%), совместные праздники и развлечения (90%), наглядная консультативная работа (информационные стенды, буклеты, папки -  передвижки, стенгазеты в группе) (90%). Практические занятия с родителями выбрали только 60% опрошенных, видимо, по причине дефицита времени вследствие высокой профессиональной занятости.

Основным источником получения информации о возможностях оздоровления ребенка с помощью здоровьесберегающих технологий являются для родителей в детском саду педагоги (100%), медицинские работники (30%), наглядно-текстовая информация (100%).

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что родители не владеют знаниями и практическими навыками применения здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни. Для решения данной проблемы необходимо разработать систему работы по повышению компетентности родителей в освоении здоровьесберегающих технологий, которая бы способствовала активизации и обогащению их воспитательных умений по решению выявленной проблемы.

 

Формирующий эксперимент

 

Перспективное планирование

по повышению компетентности родителей 

в освоении здоровьесберегающих технологий в младшей группе

 

Месяц

 Образовательная деятельность 

Совместная деятельность родителей и ребенка в семье

Работа с

родителями в ДОУ

Сентябрь

Здоровьесберегающие мероприятия (закаливание воздухом, тактильные игры, пальчиковая гимнастика, бодрящая гимнастика, игра - релаксация, кукольный театр, артикуляционная гимнастика)

Беседы родителей:

- «Делай так, как воспитатель!»

- «Как стать Неболейкой»

- «Я умею делать так, научу тебя!»

Анкетирование «Растим вместе здорового ребенка»

Родительское собрание «Возрастные особенности детей 2-3 лет. Здоровьесберегающие технологии – миф или реальность?»

Октябрь

Здоровьесберегающие мероприятия (закаливание воздухом, тактильные игры, пальчиковая гимнастика, бодрящая гимнастика, игра - релаксация, кукольный театр, артикуляционная гимнастика)

Практическое занятие с ребенком «Воздухом тело свое закаляйте»

Наглядная консультативная работа: оформление папки-передвижки 

«Одеваемся правильно: не переохлаждаемся и не перегреваемся»

Индивидуальные собеседования «Поделись своим успехом и научи другого»

Ноябрь

 

Здоровьесберегающие мероприятия (закаливание воздухом, тактильные игры, пальчиковая гимнастика, бодрящая гимнастика, игра - релаксация, кукольный театр, артикуляционная гимнастика)

Разучивание ДИ по развитию тактильного восприятия и ощущения

Наглядная консультативная работа: изготовление буклета «Тактильные игры с дошкольниками – прямой путь к развитию их мыслительной деятельности!»

 

 

 

 

Декабрь

Здоровьесберегающие мероприятия (закаливание воздухом, тактильные игры, пальчиковая гимнастика, бодрящая гимнастика, игра - релаксация, кукольный театр, артикуляционная гимнастика)

Практические игры «Послушные ладошки»

 

 

 

 

Мастер – класс «Пальчиковая гимнастика – мостик между ребенком и окружающим миром»

 

Январь

Здоровьесберегающие мероприятия (закаливание воздухом, тактильные игры, пальчиковая гимнастика, бодрящая гимнастика, игра - релаксация, кукольный театр, артикуляционная гимнастика)

Игровые упражнения «Топают наши ножки по массажной дорожке»

Бодрящая гимнастика игрового характера «Потягушечки»

 

Закрепление игровых упражнений «Топают наши ножки по массажной дорожке»

 

Совет – консультация

«Изготовление массажной дорожки для утреннего пробуждения»

 

Пополнение  РППС массажными дорожками, изготовленными в семье

Февраль

Здоровьесберегающие мероприятия (закаливание воздухом, тактильные игры, пальчиковая гимнастика, бодрящая гимнастика, игра - релаксация, кукольный театр, артикуляционная гимнастика)

Проигрывание игр - релаксаций по снятию психоэмоционального напряжения,  развитию двигательных навыков

Родительский уголок

«Картотека игр – релаксаций»

Март

Здоровьесберегающие мероприятия (закаливание воздухом, тактильные игры, пальчиковая гимнастика, бодрящая гимнастика, игра - релаксация, кукольный театр, артикуляционная гимнастика)

Игры на эмоциональное благополучие

Просмотр мультфильма «Быть здоровым здорово», серия «Смешарики»

Проигрывание постановок народных сказок по выбору: «Колобок», «Теремок», «Репка»

Создание памятки  «Кукольный театр – хорошая традиция для вашей семьи»

Апрель

Здоровьесберегающие мероприятия (закаливание воздухом, тактильные игры, пальчиковая гимнастика, бодрящая гимнастика, игра - релаксация, кукольный театр, артикуляционная гимнастика)

Разучивание 3 - 5 артикуляционных упражнений по выбору

Информация для родителей:

- «Рекомендации родителям по использованию артикуляционной гимнастики»

- «Комплекс артикуляционной гимнастики в 1-ой младшей группе»

Май

Здоровьесберегающие мероприятия (закаливание воздухом, тактильные игры, пальчиковая гимнастика, бодрящая гимнастика, игра - релаксация, кукольный театр, артикуляционная гимнастика)

Оформление фотовыставки «Путешествие в страну Здоровья»

Подготовка семейных  фотографий «Детей играми - оздоровим, себя – омолодим!»

Анкетирование «Растим вместе здорового ребенка»

Родительское собрание «Год итожим, который прожит»

Констатирующий эксперимент (часть 2)

В конце 2017- 2018 учебного года проведено мониторинговое исследование по теме проблемы, состоящее из тех же вопросов, что и на начало учебного года, чтобы оценить динамику достижений родителей в освоении здоровьесберегающих технологий, эффективность и сбалансированность форм и методов работы по достижению оптимальных результатов.

Констатирующий эксперимент (часть 2)

Результаты тестирования родителей

«Растим вместе здорового ребенка»  

(конец 2017- 2018 учебного года)

 

№ п/п

Список

родителей

 воспитанников

Какие здоровьесберегающие технологии родители активно используют в повседневной жизни?

 

1

закаливание воздухом

2

тактильные игры

3

пальчиковая гимнастика

4

бодрящая гимнастика

5

игра –

релаксация

 

6

кукольный театр

7

артикуляционная гимнастика

1

Алексеев Е.И.

+

2

Будзинский Е.А.

+

+

+

+

+

+

3

Веретейникова И.И.

+

+

+

+

+

+

4

Григоренко О.Г.

+

+

+

+

5

Гридин Е.А.

+

+

+

+

+

6

Давыдов М.Ю.

+

+

+

+

+

7

Демьянова Е.Г.

+

+

+

+

+

8

Зубова Е.В.

+

+

+

+

9

Качанова М В.

+

+

+

+

+

10

Коновалова О.Ф.

+

+

+

+

11

Лыкова С.С.

+

+

+

12

Лыкова О.А.

+

+

+

+

13

Максименко В.А.

+

+

+

+

+

14

Махова Н.Е.

+

+

+

+

+

15

Понамарев С.Е.

+

+

+

+

16

Сиротенко Д.А.

+

+

+

+

17

Ткаченко Т.А.

+

+

+

+

+

18

Имамалиева Э.

+

+

+

+

19

Катлярова Е.А.

+

+

+

+

+

+

20

Рязанова А.А.

+

+

+

+

% применения технологий родителями

100%

55%

73%

93%

10%

67%

40%

Психолого-педагогические выводы:

В конце 2017- 2018 учебного года выявлены:

- положительная динамика достижений родителей в освоении здоровьесберегающих технологий:

  применение здоровьесберегающих технологий в семье считают важным  100% родителей, что на 20% больше предыдущего результата;

  100% родителей в сравнении с 85% на начало года осознают «закаливание воздухом» важной здоровьесберегающей технологией;

- положительная динамика применения здоровьесберегающих технологий в семье:

  тактильные игры – на 40% (с 15% до 55%)

  пальчиковая гимнастика – на 63% (с 10% до 73%)

  бодрящая гимнастика –  на 78% (с15% до 93%)

  игра – релаксация – отсутствие результатов по объективным причинам (отпуск)

  кукольный театр – на 62% (5% в начале года и 67% в конце года) 

  артикуляционная гимнастика – на 35% (5% и 40%)

Вывод: эффективная реализация задач проекта была обеспечена сбалансированностью форм и методов работы. Планомерное обучение родителей умению применять здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни повысило их компетентность в воспитании здорового ребенка.

Теоретическое обоснование (научное обоснование) проекта

Началом возникновения идеи здоровьесбережения следует считать V - II века до нашей эры, когда в Древнем Риме появились валеотугенарии, отвечающие за здоровье и работоспособность рабов. В тот же период греческие ученые обосновали значение закаливания, физических упражнений и здорового образа жизни.

Идея здоровьесбережения в педагогике впервые была выдвинута Платоном, последующие поколения ученых развили ее. Так, Аристотель высказал идею природосообразности, которую развил Я.А. Коменский. Его принцип природосообразности заключается в том, что человек, будучи частью природы, подчиняется как частица природы ее универсальным законам. Ж.Ж. Руссо рассматривает природосообразность как следование природе ребенка, как помощь его природе.

Во второй половине XIX - начале ХХ века возникла идея "педагогизации среды" (П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий), в которой ребенку предоставлялась бы возможность свободного физического и умственного развития.

Главной задачей обучения Л.С. Выготский считал обеспечение условий для развития внутренних сил и возможностей ребенка. Д.Н. Узнадзе особо подчеркивал значение личности педагога в обучении. В своей концепции о так называемой "трагедии воспитания" особое внимание он уделяет вопросу изучения отношений, устанавливаемых между педагогом и ребенком. Анализируя характер этих отношений, автор акцентирует внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения учебно-воспитательного процесса.

Родоначальником введения понятия «Здоровьесберегающие образовательные технологии» в практику является Н. К. Смирнов, который утверждает, что «Здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно – оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:

- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,

- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, - научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

- сохранить здоровье детей,

- создать условия для их своевременного и полноценного психического развития,

- обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Анализ тематической литературы показывает, что в ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологиипо следующим направлениям:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

3. Коррекционные технологии.

К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся такие как: релаксация, подвижные и спортивные игры, стречинг, динамические паузы, гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, динамическая, корригирующая, ортопедическая, гимнастика пробуждения).

К технологии обучения здоровому образу жизни относятся: коммуникативные игры, физкультурные занятия, занятия в бассейне, игротерапия, точечный самомассаж,

ритмика, проблемно-игровые и коммуникативные игры, беседы из серии«Здоровье».

К коррекционным технологиям относятся: технологии воздействия цветом, арт-терапия, сказкотерапия, технологии музыкального воздействия, психогимнастика, фонетическая ритмика, технологии развития эмоционально-волевой сферы, коррекция поведения, артикуляционная гимнастика.

Здоровьесберегающим технологиям должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте, когда у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам здоровьесбережения приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, что помогает наиболее эффективно воздействовать на ребенка и на членов его семьи.

Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание физически и психически здоровых  детей. Причем физическому и психическому аспектам уделяется одинаково большое внимание, а то время как ещё несколько лет назад в детских садах велась работа предпочтительно по сохранению и поддержанию физического здоровья ребенка

Список литературы.

1. Программа «Детство», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2007 г.

2. Полынова В.К.,  Дмитренко З.С. и др., «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2010 г.

3. Т.П. Гарнышева, «ОБЖ для дошкольников», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2010 г.

4. Яковлева Т. С. "Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду" - М. :Школьная Пресса, 2006г.;

5. Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» - Волгоград, Издательство «Учитель», 2012г.;

6. Брязгунов И.П. «Научите детей не болеть» - Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г.;

7. Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко, «Школа здорового человека», ООО ТЦ «Сфера», Москва, 2010 г.

8. Брюханова И. И., Пантыкина В. М. Совместная деятельность с родителями по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 1102-1104.

 

15 ноября 2021 в 13:11

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.