МБДОУ д/с №1 «Улыбка» , село Песчанокопское
|
Тема инновационной площадки МБДОУ д/с №1 «Улыбка»"Воспитание патриотических чувств дошкольников в процессе художественно-эстетической деятельности"
Инновационная деятельность муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №1 «Улыбка» по воспитанию патриотических чувств дошкольников в процессе художественно эстетической деятельности.
1. Актуальность инновационной деятельности по данному направлению На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование. В связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а также выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе. Основным механизмом деятельности развивающегося дошкольного учреждения является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в работе дошкольного учреждения. И в связи с этим актуальным направлением является создание инновационной площадки по воспитанию патриотических чувств дошкольников в процессе художественно эстетической деятельности. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — понятие широкое. В его основе лежит формирование нравственных чувств. Это сложный педагогический процесс, который является одной из основных задач ДОУ. Многие впечатления ребенком глубоко не осознаны, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Часто у детей эстетическая оценка переплетается с нравственной, поэтому выражение отношения к изображаемому – это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности творчества, имеющее большое значение для социально-нравственного воспитания детей. Необходимо расширять знания ребенка, опыт, уважение к прошлому не только на обычном занятии по нравственно- патриотическому воспитанию, но и через изобразительно-художественную деятельность. От взрослого во многом зависят интересы ребенка, поэтому особенно важны активная позиция педагога, его желание и умение сформировать у детей ощущение, осознание себя частью своей Родины. Если провести обычное занятие по изобразительно-художественной деятельности, оно даст мало знаний ребенку по данной теме. Знания необходимо расширять и углублять. В этом помогут комплексные, интегрированные занятия, совместная образовательная деятельность в центре изобразительного искусства. Нравственные качества не могут сформироваться у ребенка путем естественного «созревания», для этого необходимы дополнительные пособия, формы и методы работы, определенные этапы. В соответствии с ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной). 2. Цель инновационной деятельности Обобщение, актуализация и распространение опыта педагогической деятельности по воспитанию патриотических чувств дошкольников в процессе художественно эстетической деятельности в соответствии с требованием федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Разработать модель управления воспитательной системой
3. Задачи реализации •совершенствование системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в рамках художественно-эстетического развития; •расширение и углубление опыта общения с миром искусства; • развитие художественно-эстетического восприятия; • формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности; • воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны через произведения искусства; •распространение опыта педагогической деятельности по взаимодействию всех участников образовательного пространства по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста; •создание условий для нравственно-патриотического воспитания в рамках художественно-эстетического развития детей в дошкольном учреждении; • развивать нравственно-патриотические чувства в процессе изобразительной деятельности, рассматривании произведений искусства; • учить понимать художественный образ произведения; • формировать знания о жанрах и видах изобразительного искусства; • развивать способности при использовании разных изобразительных материалов; • воспитывать любовь и уважение к историческому военному прошлому.
4. Ожидаемые результаты инновационной площадки Повысить качество дошкольного образования по нравственно- патриотическому воспитанию, но и через изобразительно-художественную деятельность: • представление о событиях, происходящих в годы Великой Отечественной войны; • отражение впечатлений на бумаге; • умение работать с нетрадиционной техникой рисования; • понимание переданного художников настроения, появление желания общаться по художественному произведению; • активное и творческое проявление взгляда в художественной деятельности; • соотнесение по настроению художественных образов живописных, музыкальных и поэтических произведений; • хорошо развитая речь, словарь обогащён эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами.
Продуктами инновационной деятельности станут: 1) соответствующая ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда в группах, 2) сенсорная комната, 3) оборудованный кабинет учителя-логопеда, 4) оборудованный кабинет педагога-психолога, 5) уголок Ростовской области, 6) спортивный зал, 7) спортивная площадка, 8) благоустроенные прогулочные площадки групп, 9) основная образовательная программа МБДОУ д/с №1 «Улыбка», 10) дидактическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, 11) диагностический инструментарий, 12) статьи, отчёты, буклеты, раскрывающие особенности развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ д/с №1 «Улыбка».
5. Срок реализации: 3 года (2019-2021гг.)
6. Этапы инновационной деятельности
7. Критерии и показатели эффективности реализации инновационной деятельности Критериями эффективности реализации инновационной деятельности является наличие нормативно-правовых, материально-технических, методических и кадровых ресурсов, обеспечивающих создание развивающей предметно-пространственной среды. Оценка реализации инновационной деятельности основывается на показателях научной, методической и социальной результативности.
8. Система мониторинговых исследований за ходом реализации инновационной деятельности В ходе реализации инновационной деятельности будут использованы следующие виды мониторинговых исследований: 1) информационный мониторинг (с целью сбора, накопления и систематизации материала), 2) педагогический мониторинг (с целью изучения эффективности педагогического процесса, способствующего развитию дошкольников), 3) управленческий мониторинг (с целью отслеживания и оценки эффективности принимаемых управленческих решений) на всех этапах создания модели развивающей предметно-пространственной среды (предварительный, текущий и итоговый мониторинг).
9. Результат Результаты работы показывают, что использование инновационных технологий создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие детей в инновационной деятельностидают возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты.
10. Руководитель - Голдинова Е.И., заведующий ДОУ. Научно-методическое руководство – Бех Л.В., старший методист отдела дошкольного и начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, канд.пед.наук. 11. Список литературы 1. Бордовская., Н.В. Реан А.А.Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство «Питер» ,2000 2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель дети., М., 1985 3. Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста/Под ред. А.М. Виноградовой., М., 1991 4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68. 5. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980 6. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990 7. Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В. http://ap2004.alledu.ru/document/380/839 8. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с. 9. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007 10. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. http://www.portal-slovo.ru 11. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13. 12. Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. - С. 208. 13. Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. г.Майкоп, 2004
12 сентября 2021 в 19:33
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.