МБДОУ д/с №1 «Улыбка» , село Песчанокопское

Тема инновационной площадки МБДОУ д/с №1 «Улыбка»

 "Воспитание патриотических чувств дошкольников в процессе художественно-эстетической деятельности"


Инновационная деятельность муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №1 «Улыбка»

по воспитанию патриотических чувств дошкольников в процессе художественно эстетической деятельности.

 

1. Актуальность инновационной деятельности по данному направлению

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.

 В связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникла необходимость  обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а также выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Основным механизмом деятельности развивающегося дошкольного учреждения является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в работе дошкольного учреждения. И в связи с этим актуальным направлением является создание инновационной площадки по воспитанию патриотических чувств дошкольников в процессе художественно эстетической деятельности.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — понятие широкое. В его основе лежит формирование нравственных чувств. Это сложный педагогический процесс, который является одной из основных задач ДОУ. Многие впечатления ребенком глубоко не осознаны, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Часто у детей эстетическая оценка переплетается с нравственной, поэтому выражение отношения к изображаемому – это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности творчества, имеющее большое значение для социально-нравственного воспитания детей.

Необходимо расширять знания ребенка, опыт, уважение к прошлому не только на обычном занятии по нравственно- патриотическому воспитанию, но и через изобразительно-художественную деятельность. От взрослого во многом зависят интересы ребенка, поэтому особенно важны активная позиция педагога, его желание и умение сформировать у детей ощущение, осознание себя частью своей Родины. Если провести обычное занятие по изобразительно-художественной деятельности, оно даст мало знаний ребенку по данной теме. Знания необходимо расширять и углублять. В этом помогут комплексные, интегрированные занятия, совместная образовательная деятельность в центре изобразительного искусства. Нравственные качества не могут сформироваться у ребенка путем естественного «созревания», для этого необходимы дополнительные пособия, формы и методы работы, определенные этапы.

В соответствии с ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

2. Цель инновационной деятельности

Обобщение, актуализация и распространение опыта педагогической деятельности по воспитанию патриотических чувств дошкольников в процессе художественно эстетической деятельности в соответствии с требованием федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Разработать модель управления воспитательной системой

 

3. Задачи реализации  

•совершенствование системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в рамках художественно-эстетического развития;

•расширение и углубление опыта общения с миром искусства;

• развитие художественно-эстетического восприятия;

• формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности;

• воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны через произведения искусства;

•распространение опыта педагогической деятельности по взаимодействию всех участников образовательного пространства по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста;

•создание условий для нравственно-патриотического воспитания в рамках художественно-эстетического развития детей в дошкольном учреждении;

• развивать нравственно-патриотические чувства в процессе изобразительной деятельности, рассматривании произведений искусства;

• учить понимать художественный образ произведения;

• формировать знания о жанрах и видах изобразительного искусства;

• развивать способности при использовании разных изобразительных материалов;

• воспитывать любовь и уважение к историческому военному прошлому.

 

4. Ожидаемые результаты инновационной площадки

Повысить качество дошкольного образования по нравственно- патриотическому воспитанию, но и через изобразительно-художественную деятельность:

• представление о событиях, происходящих в годы Великой Отечественной войны;

• отражение впечатлений на бумаге;

• умение работать с нетрадиционной техникой рисования;

• понимание переданного художников настроения, появление желания общаться по художественному произведению;

• активное и творческое проявление взгляда в художественной деятельности;

• соотнесение по настроению художественных образов живописных, музыкальных и поэтических произведений;

• хорошо развитая речь, словарь обогащён эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами.

 

Продуктами инновационной деятельности станут:

1) соответствующая ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда в группах,

2) сенсорная комната,

3) оборудованный кабинет учителя-логопеда,

4) оборудованный кабинет педагога-психолога,

5) уголок Ростовской области,

6) спортивный зал,

7) спортивная площадка,

8) благоустроенные прогулочные площадки групп,

9) основная образовательная программа МБДОУ д/с №1 «Улыбка»,

10) дидактическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса,

11) диагностический инструментарий,

12) статьи, отчёты, буклеты, раскрывающие особенности развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ д/с №1 «Улыбка».

 

5. Срок реализации: 3 года (2019-2021гг.)

 

6. Этапы инновационной деятельности

 

Содержание деятельности

Ответственные

Научные результаты

Подготовительный этап (второе полугодие 2018-2019 учебного года)

изучение нормативно-правовых документов федерального, регионального и муниципального уровней, регламентирующих ФГОС ДО к условиям реализации ООП, ознакомление с современными научными разработками в области развивающей среды для детей дошкольного возраста

заведующий МБДОУ д/с №1 «Улыбка»,

зам. зав. по УМР.

создание нормативно-правовых документов, регламентирующих ФГОС ДО к условиям реализации ООП

собрание коллектива с целью ориентации на развитие, совершенствование профессиональной деятельности, а также определения стартового уровня профессионально-педагогической компетентности педагогов, состояния их готовности к инновационной деятельности, диагностирования затруднений педагогов

заведующий МБДОУ д/с №1 «Улыбка»,

зам. зав. по УМР.

создание творческой группы (протокол собрания, приказ по МБДОУ д/с №1 «Улыбка»), создание условий для индивидуального и коллективного образования, теоретического освоения инноваций (разработка плана-графика прохождения курсов повышения квалификации педагогов)

определение приоритетных направлений работы коллектива, обеспечивающих реализацию идей и принципов инновационной деятельности

заведующий МБДОУ д/с №1 «Улыбка»,

зам. зав. по УМР, творческая группа.

составление списка научно-методической литературы и  обзор опыта других дошкольных учреждений для реализации инновационной деятельности, разработка основной образовательной программы МБДОУ д/с №1 «Улыбка», разработка на её основе учебного плана, составление рабочих программ по возрастным группам, а также разработка программы развития МБДОУ д/с №1 «Улыбка».

информирование родителей об инновационной деятельности по разработке модели развивающей предметно-пространственной среды

Педагоги, воспитатели.

подготовка информационных материалов, составление протоколов родительских собраний

анализ материально-технического оснащения МБДОУ д/с №1 «Улыбка» для реализации программы инновационной деятельности

заведующий МБДОУ д/с №1 «Улыбка».,

зам. зав. по АХР

аналитическая справка по оценке существующего материально-технического обеспечения

Основной этап (2018-2019, 2019-2020 учебные годы)

корректировка и утверждение ООП

заведующий МБДОУ д/с №1 «Улыбка»,

зам. зав. по УМР.

ООП МБДОУ д/с №1 «Улыбка».

утверждение программно-методического обеспечения инновационной деятельности

заведующий МБДОУ д/с №1 «Улыбка»,

зам. зав. по УМР

внедрение рабочих программ и методического обеспечения в образовательный процесс

анализ подобранных образовательных программ, технологий, методических разработок по созданию модели развивающей предметно-пространственной среды и формирование банка данных

заведующий МБДОУ д/с №1 «Улыбка»,

зам. зав. по УМР, творческая группа

создание информационного банка образовательных программ, технологий, целевых методик, методических разработок

наполнение и оснащение образовательного пространства МБДОУ д/с №1 «Улыбка». с учётом требований к инновационной развивающей предметно-пространственной среде

заведующий МБДОУ д/с №1 «Улыбка».,

зам. зав. по УМР, творческая группа, педагоги

приведение оснащения образовательного пространства МБДОУ д/с №1 «Улыбка». в соответствие требованиям к инновационной развивающей предметно-пространственной среде

разработка системы мониторинга за ходом реализации инновационной деятельности

заведующий МБДОУ д/с №1 «Улыбка»,

зам. зав. по УМР, творческая группа

таблицы мониторинга

Заключительный этап (первое полугодие 2020-2021 учебного года)

проведение мониторинга и анализ результатов реализации программы инновационной деятельности

заведующий МБДОУ д/с №1 «Улыбка»,

зам. зав. по УМР, творческая группа

заполненные таблицы мониторинга и аналитический отчёт по результатам его проведения

распространение полученного опыта

заведующий МБДОУ д/с №1 «Улыбка»,

зам. зав. по УМР, творческая группа, педагоги

публикации на сайте МБДОУ д/с №1 «Улыбка» и в печатных изданиях, а также проведение семинаров, конференций, мастер-классов

 

7. Критерии и показатели эффективности реализации инновационной деятельности

Критериями эффективности реализации инновационной деятельности является наличие нормативно-правовых, материально-технических, методических и кадровых ресурсов, обеспечивающих создание развивающей предметно-пространственной среды. Оценка реализации инновационной деятельности основывается на показателях научной, методической и социальной результативности.

 

Направление

результативности

Качественные

показатели

Количественные

показатели

научная

размещение информации, публикации на сайте МБДОУ д/с №1 «Улыбка» и в научных изданиях

количество публикаций

методическая

разработка методических рекомендаций, семинары, конференции, авторские программы

количество рекомендаций, разработок, проведённых конференций и семинаров

социальная

доступность продуктов инновационной деятельности

обновление информации на сайте МБДОУ д/с №1 «Улыбка» – не реже 1 раза в три месяца,

публичный отчёт о реализации программы инновационной деятельности

 

 

 

8. Система мониторинговых исследований за ходом реализации инновационной деятельности

В ходе реализации инновационной деятельности будут использованы следующие виды мониторинговых исследований:

1) информационный мониторинг (с целью сбора, накопления и систематизации материала),

2) педагогический мониторинг (с целью изучения эффективности педагогического процесса, способствующего развитию дошкольников),

3) управленческий мониторинг (с целью отслеживания и оценки эффективности принимаемых управленческих решений)

на всех этапах создания модели развивающей предметно-пространственной среды (предварительный, текущий и итоговый мониторинг).

 

Показатель

мониторинга

Периодичность

Инструментарий

изменение комфортности дошкольной жизни ребёнка, удовлетворение его запросов и ожиданий (изучение физического и психологического состояния ребёнка, его отношения к собственной деятельности, настроения, отношений с педагогами, сверстниками, родителями)

1 раз в год

опрос, анкетирование

изменение компетентности педагога, удовлетворение его профессиональных запросов, достижение успеха (изучение отношения педагога к делу, инновациям, взаимоотношений с коллегами, воспитанниками, родителями детей)

1 раз в год

опрос, анкетирование, сертификаты о повышении квалификации

изменение отношения родителей к ДОУ (вовлеченность родителей в жизнь ДОУ, удовлетворенность родителей образовательными возможностями учреждения, настроением и состоянием здоровья своих детей)

1 раз в год

опрос, анкетирование

 

9. Результат

Результаты работы показывают, что использование инновационных технологий создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие детей в инновационной деятельностидают возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты.

 

10.  Руководитель - Голдинова Е.И., заведующий ДОУ.

Научно-методическое руководство – Бех Л.В., старший методист отдела дошкольного и начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, канд.пед.наук.

11.  Список литературы

1. Бордовская., Н.В. Реан А.А.Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство «Питер» ,2000

2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель дети., М., 1985

3. Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста/Под ред. А.М. Виноградовой., М., 1991

4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.

5. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980

6. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990

7. Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В. http://ap2004.alledu.ru/document/380/839

8. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.

9. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007

10. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. http://www.portal-slovo.ru

11. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.

12. Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. - С. 208.

13. Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. г.Майкоп, 2004

 


12 сентября 2021 в 19:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.