МБДОУ д/с №1 «Улыбка» , село Песчанокопское

Проект «Широкая Масленица»2021

Проект «Широкая Масленица».

Актуальность.  Стали забываться и уходят на второй план исконно русские праздники и обычаи. Каждый человек обязан знать свои истоки, обычаи и традиции своего народа. Россия, как ни одна другая страна богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Именно праздник выступал той культурной формой взаимодействия людей друг с другом, когда осуществлялась передача потомкам культурных традиции.  Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Празднование Масленицы способствует популяризации нашей национальной культуры.

Проблема. Отсутствие интереса у дошкольников к изучению культурных традиций своего народа. Огромный воспитательный потенциал заложен в народных традициях, обрядах, произведениях устного народного творчества, музыке, где высвечены национальные идеи и гражданские ценности.

Цель: Возрождать интерес дошкольников  к истокам русской культуры, традиционным  народным праздникам.

Задачи:

• Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».

• Приобщить всех участников образовательных отношений к традиции проведения народного праздника Масленицы.

• Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Автор проекта: старший воспитатель Маркова Н.В.

Тип проекта: творческий, групповой.

Сроки проведения:  09 - 12 марта 2021 год.

Участники проекта: 

 воспитанники средних, старших и подготовительных групп, воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, родители.

Основная образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Ожидаемый результат: Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

Повышение познавательного интереса  детей к родной истории.

Этапы реализации проекта:

Этапы

Задачи

Содержание

Группы

Ответственные

Подготовительный

  Постановка проблемы: А что такое масленица? Что она обозначает?

Подготовка материала об истории праздника, подобрать детскую и познавательную литературу, подбор хороводных и подвижных игр, картины, иллюстрации, фото и видеоматериал, музыкальный материал; информация для родителей о народном празднике «Масленица»,  совместно с родителями изготовление  элементов костюмов. Анкетирование родителей «Приобщение детей к истокам русской культуры

Средние, старшие подготовительные группы

Старший воспитатель,

воспитатели, специалисты, музыкальный руководитель

Организационный

Познакомить  с историей возникновения  праздника, народными  традициями.

познакомить детей с народными хороводными и подвижными играми праздника Масленица

Познакомить детей с обрядовой кухней. Дегустация блинов

Знакомство детей с русскими народными играми – забавами,  народными поверьями. Дать представление о русской тройке

Знакомство детей с  народными традициями, русским фольклором.

Первый день «Встреча»

Беседы с детьми, о празднике Масленица на Руси (в старину и в наше время), дидактические игры- «Широкая Масленица», «Сложи картинку» и др.

Просмотр презентаций:

 «Как праздновали Масленицу в старину» «Календарь Масленицы»

Второй день «Заигрыш»

Беседы о русских  хоровод-ных играх, рассматривание  иллюстраций  о проведении игр  в старину.

Проведение на прогулках

 народных подвижных игр: «Карусель», «Гори-гори ясно», «Ручеек», «Жмурки», «Горелки»,  «Золотые ворота»,  «Перезвон», «Ворон», «Как у дяди Якова»,  «Пугало»  «Дрёма», «Стадо» и др.

Третий день «Лакомка»

Беседы о проведении дня лакомки, «Любим мы блины» и др. Рассматривание иллюстраций «Деревенская посуда».

Проведение сюжетно-ролевых игр «Этикет гостеприимства», «Семья»

Организация кафе «Блинчик».

Четвёртый день «Разгуляй»

Самый весёлый день.

 Беседа “Вот мчится тройка удалая

Рассматривание репродукции картин, Б.М.Кустодиев «Масленица», Соловьев «Тройка»;

чтение стихотворений рассказов о русской тройке.

Проведение игр-забав:

 «Тачка», «Три ночи», «Рус-ская  метла», перетягивание каната,  бег в мешках «петушиный бой», катание с горки и др.

 продуктивная деятельность: коллективное изготовление  тряпичной куклы – «Масленки», кукол – оберегов

составление коллажа «Весёлый праздник Масленица»

Пятый день – «Проводы Масленицы» Рассматривание игрушек народных мастеров раскрашивание  русской матрешки;

чтение русского фольклора, стихотворений о масленице;

беседы о традициях и обрядах праздника, просмотр презентации о празднике. Мастер класс от родителей «Печем блины на масленицу».

Средние, старшие подготовительные группы

Средние, старшие подготовительные группы

Средние, старшие подготовительные группы

Старшие и подготовительные группы

Средние, старшие подготовительные группы

 Старший воспитатель, воспитатели, специалисты

Старший воспитатель,

воспитатели, специалисты

Старший воспитатель,

воспитатели, специалисты

Старший воспитатель,

воспитатели, инструктор по физической культуре

Старший воспитатель,

воспитатели, специалисты

Формирующий

формировать устойчивый интерес к культуре русского народа, семейным обычаям и традициям

 знание детьми устного народ-ного творчества, песен, стихов, закличек, игр.

Разучивание  закличек: «Весна-весна красная»; «А мы Масленицу дожидались» и др

 разучивание русских народных песен, «Едет Масленица», «Блины», «Веснянка», «Ой, бежит ручьем вода»,. «масле-ничных» частушек;

 русских народных игр: «Тень, тень, потетень», «Ворон», «Как у дяди Якова»; «Пугало»; «Веселый бубен»;

слушание пьесы

 П. И.Чайковского «Февраль. Масленица»

Средние, старшие подготовительные группы

Старший воспитатель,

воспитатели, специалисты, музыкальный руководитель

Итоговый

Реализация проекта помогла развить у воспитанников кругозор, эстетическую восприимчивость узнать о традициях, методах проведения праздника через непосредственное  участие в нём,

обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Проведение итогового  развлечения  «Широкая Масленица»

Создание альбома иллюстраций «Русский народный  праздник»

Картотеки: стихов о празднике и весне, народных подвижных игр-забав.

Составление тематических коллекций - «Кукла своими руками» (тряпичные и другие)

Средние, старшие подготовительные группы

подготовительные группы

средние, старшие группы

старшие группы

Старший воспитатель,

воспитатели, специалисты, музыкальный руководитель

6 апреля 2021 в 09:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.