Одной из актуальных проблем современной системы образования является проблема поиска эффективных путей и средств, обеспечивающих повышение его качества. Именно качество современного образования, вне зависимости от его уровня и ступени, призвано обеспечить эффективную реализацию всех тенденций и стратегий развития нашего общества.
Повышение требований к качеству образования, несомненно, коснулось и базовой ступени системы образования – дошкольных образовательных учреждений. И это не случайно. Ведь именно на этапе дошкольного детства «закладываются» основы, фундамент дальнейшего развития личности.
Одним из важнейших ориентиров модернизации современного российского образования (в том числе, - и образования дошкольного), выделяется его информатизация, призванная обеспечить значительное расширение диапазона использования в образовательном процессе информационных технологий.
Информатизация образовательного учреждения. В условиях обучения детей дошкольного возраста особенную важность приобретают приоритетные задачи образования: сохранение и укрепление физического и психического здоровья, развитие индивидуальности ребенка, создание условий для его самовыражения. Эти задачи решаются посредством построения воспитательно-образовательного процесса на основе дифференцированного подхода, который регулирует темп деятельности ребенка, её интенсивность, опираясь на сформированность умений и навыков.
Исследователи (Б.С.Беренфельд, К.Л.Бутягина, Е.И.Булин-Соколова, Б.С.Гершунский, А.В.Горячев и пр.) отмечают, что информатизация образовательного учреждения, в первую очередь, должна быть направлена на информатизацию именно образовательно-воспитательного процесса и формирование через информатизацию педагогической деятельности единого информационного пространства ОУ. Процесс создания единой информационной образовательной среды позволит обеспечить:
повышение компетентности педагогов и родителей в области применения ИКТ;
внедрение новых информационных образовательных технологий и информационных ресурсов в образовательный процесс ДОУ;
развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса;
изменение характера и направленности взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;
совершенствование, повышение уровня эффективности управления образовательным процессом;
повышение творческого потенциала детей, развитие у них готовности к продолжению обучения в новых условия начальной школы.
Все, выше сказанное актуализирует необходимость обеспечения ДОУ методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных, с одной стороны, - на реализацию психолого-педагогических задач, а, с другой - использование их в управленческой деятельности ДОУ в целях построения единого информационного образовательного пространства в соответствии с требованиями к информационной безопасности.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=338
Информационная безопасность - состояние защищенности, обеспечивающее конфиденциальность доступа к информации, авторизованный доступ к ней, ее целостность, достоверность, полноту и непротиворечивость.
http://www.imc-new.com/index.php/preschool-education/60-2011-04-16-11-42-51/354-information-and-communication-technologies-in-the-management-of-pre-school
Информационная культура – знания и навыки эффективного пользования информацией; предполагает разностороннее умение поиска нужной информации и её использования – от работы с библиотечными каталогами компьютерной грамотности до просмотра информации в сети Интернет. http://library.uspu.ru/essence_concept
Пароль (фр. parole — слово) — это секретное слово или набор символов, предназначенный для подтверждения личности или полномочий. Пароли часто используются для защиты информации от несанкционированного доступа. В большинстве вычислительных систем комбинация «имя пользователя — пароль» используется для удостоверения пользователя. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C
Сетевой этикет (нетикет) — правила поведения, общения в Сети традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживается большинство. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D1%8D%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D1%82
Безопасность (информационной технологии) safety - свойство информационной технологии, характеризующееся отсутствием угрозы для жизни и здоровья людей, а также степенью риска, связанной с возможностью нанесения ущерба при ее использовании. http://maximsorokin.narod.ru/poleznie_instrumenti/termini_i_opredeleniya/
Сферы личности - совокупность особенностей человека, которые характеризуют его мотивации, его поступки, пути достижения цели, потребности, восприятия информации. http://berichnow.ru/motivaciya/psihologicheskie-sferyi-lichnosti-pomoshh-na-puti-k-uspehu
Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. http://azps.ru/articles/cmmn/cmmn83.html
Влияние ИКТ на детей.
Сегодня дети растут в мире, в котором не только присутствуют ИКТ, но который во многом сформирован ими. Исследователи, изучающие развитие дошкольников, распространение ИКТ, культурные изменения в обществе, обучение в раннем возрасте, в своих работах описали различные факторы и последствия воздействия новых технологий на жизнь детей младшего возраста. В целом сделанные ими выводы таковы:
• новые технологии оказывают значительное влияние на жизнь детей;
• новые ИКТ в разной степени доступны детям младшего возраста;
• родители порой не осознают, в какой степени их дети уже живут в мире ИКТ и какого сорта материал доходит до них через ИКТ;
• не одинаковы возможности родителей в плане обеспечения своим детям необходимых условий для их развития и возможности оказывать им поддержку;
• многие дети дома имеют гораздо больший доступ к новым ИКТ, чем в образовательных учреждениях;
• педагоги зачастую недостаточно осведомлены в вопросах ИКТ и неуверенно пользуются ими;
• уровень обеспечения ДОУ инструментами ИКТ различен и зачастую весьма низок;
• общение родителей и педагогов по вопросам использования ИКТ детьми чаще всего отсутствует.
Решая задачи информатизации образовательно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении необходимо учитывать сложившуюся ситуацию:
во - первых, система образования должна отражать неоспоримый факт сложившейся взаимозависимости ИКТ и образования.
во - вторых, необходимо изучать воздействие ИКТ на раскрытие человеческого потенциала и пытаться управлять этим воздействием.
в - третьих, надо четко понимать, что нет области более подверженной влиянию электронных продуктов, как во благо, так и во вред, чем мышление ребенка.
При грамотном использовании, ИКТ могут принести детям содержание и деятельность, которые вызывают и поддерживают у них сильные и полезные эмоции. В конечном счете, они могут служить условиями и инструментами развития ребенка.
В настоящее время в практике ДОУ возможно внедрение информационно-коммуникативных технологий через организацию детской деятельности с использованием интерактивных игрушек, мультимедийного оборудования, компьютерной техники.
Функциональная готовность дошкольников к работе на компьютере
Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. Возникает вопрос. Может ли компьютерная игра развивать личностные и интеллектуальные качества личности ребенка - дошкольника?
Утверждение, что ребенок развивается в игре, давно ни у кого не вызывает сомнений. Известный детский врач и педагог Е.А. Аркин называл этот вид деятельности «психическим витамином», а психолог С.Л. Рубинштейн отмечал, что в игре формируются все стороны психической жизни личности. Свободная, естественная, инициируемая самим ребенком игра — это показатель его зрелости и культуры. К используемым в дошкольных учреждениях играм, ставшим уже традиционными, присоединяются новейшие игровые технологии - компьютерные игры.
В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств, у него развивается: теоретическое мышление, воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых и обучающих задач.
Важно помнить, что в игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры.
Исследования показали, что ребенок дошкольного возраста обнаруживает способность наделять нейтральный объект игровым значением в смысловом поле игры. Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие – игровым, замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. Компьютерная игра для ребенка почти всегда удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает игру как отдых. Именно этот факт делает компьютерные игры незаменимым наставником, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишних нравоучений не вызывая протеста или скуки. А значит, навыки и взгляды, которые возникли благодаря игре, останутся в активной памяти надолго.
Именно поэтому компьютерные игры должны быть неразрывно связаны с обычными играми.
http://nsportal.ru/detskii-sad/informatika/opisanie-opyta-raboty-obuchenie-doshkolnikov-osnovam-kompyuternoi-gramotnost
Но общение с компьютером для дошкольника не является привычным видом деятельности. Оно требует максимальной мобилизации внимания, концентрации сил. Нередки случаи, когда дети с трудом осваивают навыки общения с компьютером и управления им, некоторые наотрез отказываются осваивать его. Но и среди тех, кто, казалось бы, с охотой овладевает компьютером, возникает скрытая настороженность к этому техническому устройству. Скрытая настороженность к компьютерной деятельности может породить у ребенка неуверенность в своих силах, стойкое негативное отношение к компьютеру и даже страх перед ним. Подобная дезорганизация эмоциональной сферы ребенка будет отрицательно влиять на его интеллектуальное развитие и здоровье.
Интернет и новые технологии подарили людям возможность легко обмениваться информацией, по - новому организовывать свою деятельность. Однако вместе со всеми преимуществами они наградили своих пользователей, в том числе и детей, необычными болезнями, одна из которых – зависимость от компьютерных или онлайн игр. Виртуальная реальность может быть намного привлекательнее реальной жизни. Компьютерные игры затягивают, лишают восприятия реальности происходящего, разрушают нервную систему. Самое грустное в том, что при бесконтрольном использовании даже маленькие дети вместо того, чтобы идти гулять с друзьями во дворе, берут в руки планшет или садятся за компьютер, пропадая на многие часы. Такое времяпровождение мало способствует нормальному развитию ребенка.
Таким образом, на данном этапе необходимо создать условия для повышения компетентности педагогов и родителей по обеспечению безопасности дошкольников в данной сфере.
Требования к использованию ИКТ в ДОУ
В дошкольных образовательных учреждениях, в отличие от семьи, использование информационных технологий предусматривает непосредственное участие и контроль взрослого (педагога, специалиста) в выборе содержания и организации детской деятельности с использованием современного оборудования. Применяя интегрированный подход, где использование ИКТ формируется в процессе взаимодействия педагога и ребенка, детям обеспечиваются широкие возможности развития во всех сферах деятельности:
Коммуникация и сотрудничество. Они возникают естественным образом
при решении поставленных задач, рисовании, конструировании, игре, обсуждении того, что дети видят на экране, в экспериментах с программируемыми игрушками. Но для достижения максимальной пользы от применения ИКТ зачастую требуется участие взрослых.
Творчество. Для того чтобы проявить творческие способности, детям необходимо освоить набор схем и настроиться на игру, в которой можно применить эти схемы в новых контекстах. Экранные микромиры могут предоставлять ребенку возможности для их исследования и открытий, в них можно использовать различные средства и инструменты для достижения цели, при этом нет жесткого понятия «ошибки», а есть исследование свойств микромира при участии педагога для выполнения открытых заданий, решения задач, которые поставил сам ребенок. Педагог может постоянно «подбрасывать» вопросы: «что если…?» Как указывают Эдвардс и Хилер (Edwards and Hiler, 1993), чтобы поддержать креативность детей, следует их побуждать: в процессе игры находить альтернативные варианты действий, всегда видеть возможность выбора, устанавливать связи между вещами, проводить необычные сравнения и смотреть на вещи с точки зрения других.
Социально-драматические игры. Существуют огромные возможности
для интеграции ИКТ в ролевые игры дошкольников. Известны успешные эксперименты по играм детей с виртуальными моделями туристического агентства, офисов и магазинов, в которых взаимодействие осуществляется в основном через сенсорный экран. Возможности здесь очень велики. Хотя существует явная необходимость большего развития средств ИКТ (как программных продуктов, так и оборудования), новаторы-педагоги, импровизирующие вместе с детьми, могут добиться очень многого.
Обучение обучению. Есть веские доказательства того, что компьютеры
можно применять, чтобы помогать даже очень маленьким детям думать о мышлении, как это предлагал Паперт (Papert, 1980), и что инструменты ИКТ, поддерживающие развитие универсальных учебных действий, в частности, помогающие в обучении обучению, это в основном те же средства, которые наиболее эффективным образом поддерживают коммуникацию, сотрудничество и социально-драматические игры, упомянутые выше.
В периодической печати уже на протяжении несколько лет дискутируется проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ. Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования (Духанина Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Дорофеева Э.М., Комарова Т.С., Алиева Т.И., Комарова И.И., Белая К.Ю. и др.) высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Наш опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам». Опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером.
Ведущие мировые специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:
исследовательский характер,
легкость для самостоятельных занятий ребенка,
развитие широкого спектра навыков и представлений,
высокий технический уровень,
соответствие возрасту
занимательность.
Ожидаемый результат (для воспитанников ДОУ):
Повышение уровня усвоения воспитанниками программного содержания, познавательной активности за счет внедрения ИКТ;
Повышение мотивации к организованной и самостоятельной образовательной деятельности;
Успешность освоения образовательной системы ДОУ, высокий уровень готовности к школьному обучению;
Овладение разнообразными способами получения и обработки информации, элементарное использование сети Интернет.
Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой. С 2008 года разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, начали активно создаваться программы для дошкольников. Педагоги, изучающие использование компьютерных сред с целью математического развития (Г.А. Репина, Л.А. Парамонова) высказывают мнение, что использование компьютерных сред в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.
Таким образом, при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса, компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Образовательные электронные ресурсы
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов.
Образовательный электронный ресурс (ОЭР) представляет собой электронный ресурс, адаптированный к условиям его использования в сфере образования. В частности, ОЭР должен содержать систематизированный материал по соответствующей научно - практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение знаниями, умениями и навыками в той или иной области образования. ОЭР, применяемый для получения образования, должен отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения. Согласно осуществленным исследованиям подобный электронный ресурс не может быть переведен в бумажный вариант (распечатан) без потери дидактических свойств.
Одной из форм представления ОЭР в глобальной сети являются интернет - каталоги. Каталоги, представляют собой мощные коллекции ссылок на образовательные ресурсы, опубликованные в сети Интернет.
Примером такого каталога является сайт Проекта "Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно - познавательные сервисы, систему дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями". http://eor-np.ru/node/1.
В рамках проекта:
- разрабатываются и апробируются в условиях реального образовательного процесса электронные образовательные ресурсы;
- комплексно внедряются новые образовательные технологии, основанные на использовании ИКТ, в деятельность общеобразовательных учреждений с обеспечением методической поддержки и подготовки педагогов, постоянного мониторинга;
- осуществляется информационное продвижение новых инновационных решений в области информатизации образования среди всех участников образовательного процесса, включая учащихся, преподавателей и администраторов системы образования, родителей.
В информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня профессионализма.
Таким образом, использование новых информационных технологий и программных продуктов позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным.
Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к образовательной деятельности, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий, игр для совместной деятельности и индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.
Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.
Использование обучающих компьютерных программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.
Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме:
- вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
- компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.
Курс компьютерной грамотности http://ycdl.ph-int.org/study/
Сегодня электронные образовательные ресурсы можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развитию ребенка и педагога. А особенность использования электронных ресурсов заключается в том, что определенный электронный материал встраивается в традиционную систему образовательной деятельности. Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его. И как бы мы не относились к проблеме, «информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка».
Ментальная карта:
ПРИЛОЖЕНИЯ
Список источников:
1.Безопасность компьютерных программ для детей
http://ldv.metodcenter.edusite.ru/DswMedia/funkcional-nayagotovnost-doshkol-nikovkrabotenakomp-yutere.doc
2.Категорически запрещается использование компьютерных программ
построенных на азартных, агрессивных и монотонных действиях и
персонажах. http://www.interfax.ru/static.asp?id=47.
3.“Безопасный интернет для детей”
http://vip2018.ucoz.ru/publ/roditeljam/pomoshh_detjam/bezopasnyj_internet/18-1-0-45
4.Оградим детей от нежелательной информации”http://www.zakon436.ru/.
5.“Запрещено для детей”http://www.amic.ru/news/191334/
6. “Запрещённые мультфильмы”
http://purpurpur.ru/interesnoe/155-zapreshchennye-multfilmy-s-1-sentyabrya
7. Интерфакс- Запрещено для детейhttp://www.interfax.ru/static.asp?id=47
http://www.amic.ru/news/191334/
8. Список произведений и сайтов запрещённых к просмотру детьми
http://www.zakon436.ru/
9. Безопасность детей в интернете http://www.nachalka.com/book/export/html/11
http://vip2018.ucoz.ru/publ/roditeljam/pomoshh_detjam/bezopasnyj_internet/18-1-0-4 |