МБДОУ д/с №1 «Улыбка» , село Песчанокопское
|
«Вид деятельности – игра, как фактор развития воображения» консультация для родителей.
В воспитании и развитии ребенка - дошкольника ведущая роль, конечно, принадлежит игре, неизменному спутнику детства, которая имеет неоценимое значение для интеллектуального и психического развития дошкольника. Именно в них успешнее всего развиваются все уровни личности, психические процессы, разные виды деятельности. Игре принадлежит первостепенное место в системе детских видов деятельности. К старшему дошкольному возрасту, игра становится совместным видом деятельности дошкольников. Общение детей является необходимым условием возникновения и существования игры как совместной деятельности. Воображение – это психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющегося опыта. Следует отметить, что в дошкольном возрасте творческое воображение только начинает свое формирование, это представляет огромный потенциал для реализации резервов современного подхода в обучении и воспитании. Любое творчество невозможно без воображения. Воображение – это «структурная единица» творческого процесса. Творческое воображение представляет собой трансформацию содержания образа одного объекта сквозь призму образа другого, возможно наделение объекта качествами другого объекта. В разных источника можно встретить такие определения воображения,как: активное, продуктивное, а также креативность – мы подразумеваем под этим творческое воображение. Творческое воображение заключается в создании новых образов и их реализация в деятельности. В данном случае слово «новый»имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно новое. Объективно новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое для данного индивида. Оно может повторять существующее, но об этом, например, ребенок не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других. Учитывая это,следует привести следующее высказывание: «…в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования» Л. С. Выготский отметил, что воображение распространяется на все области жизни человека и все, что окружает человека, созданное его руками, опирается на воображение. Таким образом, человек, обладающий творческим воображением, отображает действительность в ином ракурсе, под своим углом зрения, какой бы деятельностью он не занимался. Творческое воображение протекает на основе анализа и синтеза накопленных человеком знаний. Творческое воображение характеризуется созданием новых образов в процессе творческой деятельности человека. Из нового сочетания элементов и возникает новый образ. И чем богаче дошкольник в своей деятельности опирается на творческое воображение, тем оригинальнее будет его деятельность. Овладевая способностью посредством комбинирования, акцентирования, типизации и других механизмов создавать новые образы воображения из совокупности исходных, ребенок тем самым добивается высокой продуктивности своей деятельности. Творческое воображение это новообразование, которое не просто возникает в психике ребенка, а формируется под воздействием ближайшего окружения. Своеобразие образа, создаваемого дошкольником, сам процесс его зарождения и его проявление обусловлен особенностями психического и личностного развития ребенка. Творческое воображение ребенка формируется на всем продолжении дошкольного детства и продолжает свое формирование в младшем школьном возрасте. Однако в дошкольном детстве развитие творческого воображения имеет свою специфику. Связано это, в первую очередь, с ведущей деятельностью детей этого периода детства. Учитывая это, можно говорить о том, что творческое воображение ярко проявляется и развивается в игровой деятельности детей (Д. Б. Эльконин). Игровое творчество является обязательной составляющей личностного становления ребенка. Успех формирования личности во многом зависит от того, насколько взрослый осознает собственную необходимость для развития ребенка в игре. Такую позицию взрослого описывает характерный для современной педагогики «личностно-ориентированный подход», в рамках которого игра дошкольника рассматривается не только как подготовка к «взрослой» жизни, но и как реальное творческое приобретение социального опыта. Для создания условий развития творческого воображения дошкольников в игровой деятельности важно знать, что в основе любого творческого акта лежат восприятия, подразделяемые на внешнее и внутреннее и составляющие основу нашего опыта. То, что ребенок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строить образы его фантазия. В игре принято различать сюжет, содержание и роль. Сюжет игры – это главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Д. Б.Эльконин дал следующее определение сюжета: «Под сюжетом следует понимать ту сферу действительности, которую дети отражают в своих играх». Содержание сюжетно-ролевой игры – это то, что дети воспроизводят, те или иные явления, действия, отношения. Д. Б.Эльконин отмечает: «…это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности». Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет, роль – средство реализации сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, Д. Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром. Роль объединяет все стороны игры. Дети играют во все,что видят: в «Семью», «Детский сад», «Путешествие», «Зоопарк» и пр. В одной игре могут соединяться различные сюжеты,например: в «Путешествии по морю» обязательно есть «Семья», к тому же на борту обязательно готовят еду, а могут и отпраздновать «День рождение». Или «Детский сад» пришел в «Зоопарк». Сочетание, комбинирование сюжетов дает волю и фантазии, и творческому воображению. От уровня развития игровой деятельности наблюдается прямая зависимость развития творческого воображения дошкольника. С развитием игровой деятельности выявляется новый вид сюжетно-ролевой игры, так называемая, режиссерская игра. Здесь широко используется речь. Ребенок не берет на себя роли, а передвигает кукол, игрушки, говорит за них. Элемент режиссуры содержится в каждой игре с куклами. В режиссерской игре – одновременном выполнении разных ролей (за разных кукол) – от ребенка требуется умение регулировать свое поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Для осуществления замысла ребенку требуются разные предметы, помогающие ему действовать согласно роли. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Чем богаче арсенал ассоциативных связей, тем интересней и насыщенней игра дошкольника. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии». Следует отметить особую роль в развитии творческого воображения театрализованных игр.Бывают разные виды театрализованных игр: игры-драматизации, пальчиковый театр, театр «Петрушки» или бибабо, теневой театр, театр марионеток, настольный театр, театр на фланелеграфе. Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевыми играми. В основе тех и других лежит отображение событий, действий и отношений между людьми. В отличие от сюжетно-ролевой игры этот вид игр строится по заданному сюжету, почерпнутому из книги, рассказа взрослых и пр. План игры, последовательность действий определены заранее, однако здесь воображение задействовано не в меньшей степени. Герою нужно себя «вообразить», творчески переосмыслить, взглянуть иначе на свое поведение, эмоции, речь, движения. Обсуждение и продумывание сюжета, создание декораций – все это требует творческого осмысления известного сюжета. Включая в игру-драматизацию элемент импровизации, возможно объединение различных сказок. Театрализованные игры также могут быть основаны как на драматизации литературных произведений, так и представлять собой собственные инсценировки с использованием различных видов театра. Рассматривая театрализованную игру как творческую деятельность, в которой наглядно выступает комбинирующая деятельность воображения, в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создается новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление. Для развития творческого воображения важным является процесс создания костюмов, кукол, декораций, работа над этюдами, репетиция сюжета. Показ спектакля является конечным продуктом. Особо следует отметить эмоциональность детей, которая является стимулом для возникновения игровой деятельности. Воздействуя эмоционально на ребенка, можно успешно влиять на раскрытие его творческого потенциала. Физиологическая потребность в новых впечатлениях, физической активности, вместе с тем, несформированность качеств, позволяющих в полной мере контролировать свое поведение, сиюминутные и непосредственные желания и ситуативные взаимоотношения, сказывается на быстроменяющемся эмоциональном состоянии детей. Следует отметить, что связь эмоций и воображения очевидна. Это явно прослеживается в играх детей. В связи с этим можно говорить о том, что развитие эмоций и становление произвольности тесно связаны с развитием воображения, таким образом, воображение можно включить в структуру эмоционального процесса. Аффективное поведение дошкольников показывает, что причина аффекта часто заключается в том, что ребенок однозначно воспринимает ситуацию и не имеет способов ее переосмысления. Развивая воображение детей, можно успешно преодолевать аффективные реакции, а эмоции становятся произвольными. В связи с этим необходимо организовать деятельность ребенка таким образом, чтобы снизить эмоциональные переживания отрицательной направленности и ориентировать ребенка на переживание эмоций интересов и радости, которые тесно связаны с познавательной и творческой деятельностью ребенка. Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ, а также формирует предпосылки к образовательной деятельности в школе. В дополнение к этому отметим, что творческое воображение ребенка развивается, при хороших условиях и адекватных воздействиях взрослых от непроизвольного (пассивного) к продуктивному (активному) или творческому. Происходит это при условии полноценного развития ребенка, его способностей и качеств, в соответствии с индивидуальными возрастными особенностями.
22 сентября 2020 в 16:05
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.