МБДОУ д/с №1 «Улыбка» , село Песчанокопское
|
«Кризисы в развитии ребенка».МБДОУ д/с №1 «Улыбка» « Кризисы в развитии ребенка»
Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни человека, в течение которых он очень заметно меняется, становиться совсем другим, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве. Личность человека развивается в течение всей жизни. При этом происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных (стабильных) и более коротких и бурных (критических). Критические периоды отделяют стабильные друг от друга, являются переходами между ними. Острота протекания кризиса не является однозначно отрицательным показателем хода развития.Напротив, нередко ярко проявляющееся стремление ребенка утвердиться в новом возрастном качестве говорит о том, что в его познавательной и эмоциональной сферах сложились все возрастные новообразования, нужные для дальнейшего развития. И наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, являться свидетельством того, что в развитии не произошло соответствующих возрасту качественных изменений. Нежелательными являются не сами проявления кризисов, а те проблемы, которые возникают в этой связи у родителей и педагогов, если они не в состоянии их разрешить. Сложность заключается в том, что стабильные периоды у детей по сравнению со взрослыми очень коротки. У взрослых межкризисные периоды ( их можно определить обиходными словами «молодость», «зрелость», «старость») измеряются десятками лет. За малую часть такого времени кризисное состояние, каким бы острым оно ни было, обычно успевает стабилизироваться. Проблемы, возникшие в кризисе, как правило разрешаются. Совсем не так у детей. В относительно короткое время (от рождения до поступления в школу) ребенок переживает четыре кризиса и три стабильных периода. Это: кризис новорожденности, младенчество, кризис одного года, раннее детство, кризис трех лет, дошкольное детство, кризис семи лет.Стабильные периоды у детей длятся от нескольких месяцев (младенчество) до 3-4 лет (дошкольный возраст). И следствие такой быстрой смены периодов развития в детстве - это то, что возникшие в одном из кризисов сложности не успевают стабилизироваться к началу следующего. В результате одни проблемы наслаиваются на другие, ломая как ход последующих кризисов, так и стабильные периоды.МЛАДЕНЧЕСТВО кончается кризисом одного года, который у одних детей наступает раньше, у других – позже. Это связано с унаследованными от родителей и уже успевшими сложиться индивидуальными особенностями и темпом развития, а также с условиями жизни.Кризис одного года отделяет младенчество от раннего детства. Чем отличается ребенок раннего детства от малыша? Двумя существенными признаками: он самостоятельно передвигается и разговаривает.Что главное на этой ступени?- Малыш стал требовательней и капризней. - Он действует только с теми предметами, которые видит и чувствует в настоящее время. - Его речь отвечает этой же особенности. В нее ребенок включает жесты - выразительные и указующие, междометия и, всю ситуацию общения в целом («автономная речь»). - Малыш учиться множеству конкретных действий с предметами (закрывает и открывает ящички и коробки, загружает их и разгружает …). - Малыш уже умеет пользоваться простейшими бытовыми предметами – ложкой, расческой, носовым платком. - Он освоил многие игрушки (катает машину, кормит и качает куклу, складывает кубики в простую башню). КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ имеет следующие симптомы (по Выготскому Л.С.): · Негативизм: ребенок отказывается делать то, что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. · Упрямство - это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. · Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, а не направлена против человека. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в его жизни до 3 лет. · Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. В этом случае проявляется тенденция к самостоятельности. Следующие симптомы, описанные Л.С.Выготским. относятся им к симптомам вторичного значения. · Протест-бунт проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер. Протест-бунт выливается в частые ссоры с родителями. · Обесценивание. В этом случае обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор не было принято произносить в доме. В его речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное, негативное. · Деспотизм чаще проявляется в семье с единственным ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания.
КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ возникает на основе возникновения личного сознания. Симптомы: · Потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка. · Манерничание: ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта). · Симптом «горькой конфеты»: ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь не безразлична для внешней, она на нее влияет. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. Здесь тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу. 22 сентября 2020 в 16:00
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.