МБДОУ д/с №1 «Улыбка» , село Песчанокопское
|
Консультация для родителей "Игры, которые учат говорить"МБДОУ д/с №1 «Улыбка» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игры, которые учат говорить». Решить проблемы речи детей под силу каждому родителю. Надо только запастись желанием, терпением и определенными знаниями. Развитие речи – это совсем не скучное занятие, если творчески к нему подойти! Вашими помощниками может стать все, что находится под рукой или попадется на глаза! Можно подобрать красивые слова-признаки к названию любимой игрушки, можно назвать все, что делает мама (кошка, машина, неваляшка, дерево), подобрав как можно больше слов-действий к выбранному предмету. Интересной и доступной игрой станет «Доскажи словечко» -распространение и грамматическое оформление предложения, «Где спрятался клубок (котенок и т.д.)» -закрепление употребления в речи предлогов…
· Уменьшаем и увеличиваем. Взрослый даёт задание «Я буду называть слово, а ты уменьши его», например Стол-столик, ваза – вазочка, машина-машинка и т.д. Следите, чтобы ребёнок вместо уменьшительного животного не называл его детёнышей. Так, корова-коровка, а не телёнок. Предложите малышу поменяться ролями. А затем поиграйте в эту игру – наоборот. Вы будете называть уменьшительное слово, а ребенок первоначальное слово. Можно таким же образом, использовать увеличительные суффиксы, например, корова-коровище, заяц-зайчище. · Игра схожая с загадками. Вы предлагаете описание слова малышу, а он его должен назвать. Предложите малышу самому подробно описать какой-нибудь предмет, а вы попробуете его отгадать. · Игра: опиши одним словом. Задание схоже с предыдущим, но назвать нужно будет не существительное а прилагательное. Приведите несколько примеров, чтобы ребёнок понял задание. Котлета из рыбы? (рыбная) Ежик в лесу? (колючий) Щётка для обуви? (обувная) · Кому что нужно. Родитель называет профессию или животное, а ребёнок должен подобрать слова, что может ему понадобиться. Повар – кастрюля, половник, Белка — орехи, грибы. Можно предложить такой вариант задания. Ребенок должен сказать предназначение предмета, который вы загадаете: для чего он нужен человеку или животному. Например, кастрюля, чтобы готовить: градусник – менять температуру и т.д. · Четвертый лишний. Эта игра известна многим. Взрослый предлагаете четыре слова, а ребёнок выбирает «лишнее», не подходящее по признакам в заданный ряд. Для детей помладше можно использовать картинки, подключая зрительную память, поскольку не всякий ребёнок сможет на слух определить неподходящее слово. Начинать лучше с упрощенных заданий. Вариант 1. Взрослый называет ребёнку слова, относящиеся к определённой тематике. Например, на кухне находятся – стол, кастрюля, кровать, печь. Малыш сразу может определить, что именно находится на кухне и даёт правильный ответ. Признаки, по которым вы будете объединять слова должны быть разнообразны. Это могут быть животные по среде обитания, просто прилагательные, например, холодный, горячий, тяжёлый и прохладный. Вариант 2. Назовите не четыре слова, а три, но уже без определённого признака. Пусть ребёнок попробует догадаться. · Дидактическая игра «Найди ошибку» Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание. Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное.Например: «Собака читает. Может собака читать?»Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные. · Дидактическая игра «Доскажи слово» Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание. Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово. Ра-ра-ра — начинается иг …. Ры-ры-ры — у мальчика ша. Ро-ро-ро — у нас новое вед. Ру-ру-ру — продолжаем мы иг. Ре-ре-ре — стоит дом на го. Ри-ри-ри — на ветках снеги. Ар-ар-ар — кипит наш само. Ры-ры-ры — детей много у го. · Дидактическая игра «Какая, какой, какое?» Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова. Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая. Пальто — теплое, зимнее, новое, старое …. Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая … Дом — деревянный, каменный, новый, панельный … · Дидактическая игра «Закончи предложение» Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание. Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением. Сахар сладкий, а перец - …. (горький). Летом листья зеленые, а осенью (желтые). Дорога широкая, а тропинка. (узкая). · Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание. Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку. – Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать) – Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега) · Дидактическая игра «Игра в загадки» Цели: расширять запас существительных в активном словаре. Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. · Дидактическая игра «Подскажи словечко» Цель: развитие мышления, быстроты реакции. Ход игры: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку,спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч,должен ответить: – Сорока стрекочет.Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка? · Дидактическая игра «Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное,подходящее к данному прилагательному педагог:- Дети: Красный - мак, огонь, флаг. Оранжевый - апельсин, морковь, заря. Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа. Зелёный - огурец, трава, лес. Голубой - небо, лёд, незабудки. Синий - колокольчик, море, небо. Фиолетовый - слива, сирень, сумерки. Играйте с детьми, развивайте их речь, мышление, внимание, память, воображение, умение логически мыслить, находить ответы на возникшие вопросы, что в дальнейшем будет способствовать успешному освоению программного материала в школе. 22 сентября 2020 в 15:55
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.