МБДОУ д/с №1 «Улыбка» , село Песчанокопское

Страничка Попович С.В.

 МБДОУ №1 «Улыбка»

Памятка для педагогов 

Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольников (рекомендации для воспитателей).

 

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.

 Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

 Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

 - развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;

- перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;

 - развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Пересказ рассказа:

1. Чтение воспитателем текста и демонстрация картинок.

2. Ответы на вопросы по содержанию (языковой разбор текста).

3. Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемотаблицы.

4. Коллективный пересказ.

5. Самостоятельный пересказ текста.

6. Анализ самостоятельных пересказов детей.

Этапы работы над стихотворением:

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Сообщение о том, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

3. Вопросы по содержанию стихотворения, цель которых – помочь детям уяснить основную мысль.

4. Выявление и объяснение значения непонятных детям слов (в доступной для детей форме).

5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. (Дети повторяют с опорой на мнемотаблицу).

6. Рассказывание детям стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

7. Зарисовывание детям мнемотаблицы (по памяти).

Этапы обучения рассказывания с элементами творчества:

1. Воспитатель читает детям начало рассказа.

2. В вопросно-ответной форме проводится разбор содержания рассказа.

3. Совместно с детьми составляется мнемосхема рассказа. Последняя ячейка мнемосхемы представлена в виде вопроса (?).

4. Текст читается еще раз с опорой на мнемотаблицу. Предлагается несколько вариантов возможного продолжения в соответствии с данной сюжетной ситуацией.

5. Придумывание продолжения рассказа детьми по одному из предложенных вариантов.

6. Анализ детских рассказов.

Мнемотаблицы используют:

- для обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

Применять модельные схемы можно и на других занятиях.

 Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов:

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

                                                                                          Подготовила памятку Попович С.В.

                                                                                       на основе материала журнала 

«Дошкольная педагогика» №7 сентябрь 2013 год.

30 января 2014 в 23:13

Прикреплённые файлы:

Документ: Страничка Попович С.В.

Описание файла:

Файл называется: karta-pedagoga-1_l213b.docx

Это официальный файл организации «МБДОУ д/с №1 «Улыбка» , село Песчанокопское», в нём содержится Страничка Попович С.В..

Размер файла: 0,1 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.